Сильная и несгибаемая: история Густы Давидсон-Дренгер

Многим краковьянам пришлось пережить нелегкие события, пришедшиеся на судьбу польского народа. Одними из самых страшных испытаний за всю историю Польши, несомненно, были Вторая мировая война и массовое истребление евреев, пишет сайт krakowchanka.eu.

Вспоминая те темные времена, называем имена многих известных краковян, которые продемонстрировали незаурядную силу духа и несгибаемость в противостоянии безжалостному врагу. Именно такова была Густа Давидсон-Дренгер – выдающаяся польская активистка еврейского происхождения, которая вместе со своим мужем приложила немало усилий для того, чтобы выжить и спасти свой народ.

Подробнее о жизни Густы Давидсон-Дренгер, об ее активной позиции и об уникальном дневнике воспоминаний о сопротивлении нацистским оккупантам, написанном этой женщиной, читайте в материале ниже.

Жизнь до войны и с началом оккупации

О детстве и юности Густы Давидсон-Дренгер, к сожалению, известно совсем немного. Ей суждено было пережить обе большие войны – она родилась в 1917 году, в разгар Первой мировой войны, а впоследствии была свидетелем ужасных событий Второй мировой войны.

Девочка росла в семье хасидов, являвшихся представителями старой и уважаемой династии Гер. Уже с юности Густа Давидсон-Дренгер была очень активной – она была членом нескольких молодежных организаций – религиозных и политических. В частности, Густа стала одной из лидеров молодежной несоциалистической сионистской организации «Акиба», была редактором журнала, издававшегося для объединения, а также вела их документацию.

Общество Акиба продолжало свою работу вплоть до начала Второй мировой войны и именно с ним Густа связывала эти годы своей жизни. После прихода немецких нацистов в город и установления новой власти начались массовые преследования евреев и геноцид, под которые попали все представители общины в Кракове. Конечно, оккупационные власти не могли разрешить деятельность каких-либо польских организаций, до войны действовавших здесь, поэтому работа «Акибы» не могла продолжаться.

Несмотря на то, что деятельность организации была запрещена, члены Акибы не могли смириться с новыми законами и тем, что им не дают свободно делать свое дело. Пришлось уйти в тень и дальше работать тайно, что ей удавалось успешно до тех пор, пока не задержали одного из лидеров организации, которым оказался жених Густы Давидсон-Дренгер – Шимзон.

При задержании молодого деятеля сообщества произошла довольно странная, на первый взгляд, ситуация. Когда молодого Шимзона Дренгера задерживала оккупационная полиция, Густа тоже сдалась добровольно в их руки. Отчаянная девушка не хотела, чтобы ее избранник сам разделил такую судьбу, хотела быть рядом, поэтому сама избрала заключение. Так молодожены вдвоем попали в контабор, где пробыли несколько месяцев.

Следующие годы жизни Вкусы и начало активной борьбы

В начале 1940 года Густа вместе с мужем вышла из заключения, заплатив взятку. Вернувшись на свободу, они продолжали тайно встречаться с другими участниками организации, хотя повторное заключение по этой причине могло стоить пару жизни.

На свободе Шимзон и Густа поженились, однако наслаждаться супружеской жизнью им не удалось. Оба не могли закрыть глаза на то, что происходит вокруг, поэтому они взялись за борьбу против оккупантов с новой силой. О том, как молодые супруги похищали оружие и формировали движение сопротивления, можно снять отдельный фильм.

Через некоторое время супруги воспользовались возможностью посещать сельскохозяйственные курсы, введенные оккупационными властями, чтобы привлечь молодежь к фермерской работе. Такое прикрытие было достаточно надежным, чтобы замаскировать деятельность новой тайной группы сопротивления.

В этой группе Густа имела очень важные функции. Ей поручили сложную техническую работу – нужно было искать револьверы для вооружения повстанцев, обустраивать тайники для других участников организации.

Так продолжалось, пока во время вооруженного нападения повстанцев не задержали и заключили в тюрьму Шимзона. Густа узнала об этом и поступила так же, как и в предыдущий раз, – разделила судьбу любимого мужчины. Содержали активистов в отдельных отделениях тюрьмы, где общаться между собой они не могли. Однако через несколько месяцев пребывания там Густа и Шимзон обменялись тайными посланиями, в которых речь шла о замысле убежать из-за заключения.

В апреле 1943 года Шимзон и Густа чудом сбежали, однако возвращаться домой они, конечно, не могли. Супруги отправились в Бохню, где продолжили свою повстанческую деятельность. Правда, это продлилось недолго – в ноябре того же года Шимзон был пойман, и он рассказал оккупационной полиции, где находится его жена. Об этом супруги договаривались заранее.

Еврейская боевая организация

Густа Давидсон-Дренгер, как и ее муж, была бойцом Еврейской боевой организации. Эта заговорная группа неравнодушных активистов возникла во время Холокоста и действовала в нескольких крупных городах Польши, среди которых был и Краков. В состав организации входили преимущественно польские евреи, а именно объединение называют известнейшим из формирований еврейского движения сопротивления в годы Второй мировой войны.

Еврейская боевая организация была создана в 1942 году из нескольких антинацистских молодежных групп, действовавших в разных городах Польши. Среди основных была и краковская «Акиба».

Организация не просто вела тайную деятельность и демонстрировала протест против оккупационных властей. Это было по-настоящему вооруженное до зубов формирование благодаря Армии Крайовой и Народной Гвардии. Члены объединения вели активную пропаганду, ввозили и собирали оружие для нападений на оккупантов, боролись против коллаборационистов.

Участники Еврейской боевой организации активно участвовали в восстании в Варшавском гетто – количество их отдельных подразделений во время вооруженной стычки достигало 22. К сожалению, большинство повстанцев из объединения погибли. Уцелевшим пришлось прятаться в лесах.

Дневник Густы – один из первых документальных рассказов о Холокосте

Все нелегкое время активной повстанческой деятельности Густа вела дневник своей жизни, в котором рассказывала о своих чувствах и о том, как немецкие нацисты обращались с узниками лагеря и простыми гражданскими в Кракове. Дневник Густы Давидсон-Дренгер считается одним из первых документальных рассказов о Холокосте.

Такой ценный для современников документ был написан на кусках туалетной бумаги с помощью химического карандаша. Интересно, что некоторые фрагменты дневника, как выяснили исследователи впоследствии, были написаны совсем другим почерком. Дело в том, что в нем делали записи и другие заключенные.

Дневник хранился в металлической банке, спрятанной в печь, благодаря чему его удалось найти целым и невредимым. Записи, найденные здесь, оказались настолько ценными и актуальными для освещения, что уже в 1953 году он был опубликован ивритом. Первое издание записи выдержали сразу после завершения Второй мировой войны, в 1946 году. Впоследствии дневник Густы Давидсон-Дренгер был переведен также на английский язык.

Когда точно умерла Густа и ее муж – точно так и неизвестно. Однако история их борьбы стала ярким свидетельством несокрушимости польских евреев, стойкости духа и невероятной силы.

....