О такой этнической группе, как лемки, большинство жителей восточной части Украины узнали только в начале 20 века. В сталинские времена было сделано все возможное, чтобы упоминание о них исчезло навсегда. Но этим людям удалось уцелеть, сохранить не только свои семьи, но и родительские традиции. Когда-то их называли еще лемаками, русинами и руснаками, селились они по склонам Западных и Восточных Карпат, между реками Попрадом и Данайцем на западе и Сян, Цироха и Уж на востоке, пишет сайт krakowchanka.eu.
Общая территория Лемковщины насчитывает около 10 тысяч квадратных метров. В начале 21 века она входит в состав сразу трех государств: Польши, Словакии и Украины. Историки отмечают, что именно лемки создали и сохранили ценный пласт культуры не только для украинского, но и для европейского наследия. Наиболее интересными исследователи считают обряды свадьбы, соблюдаемые лемками и в 21 веке.
Свадьба начинается со сватовства
Раньше женились на Лемковщине рано. Создавали пару, когда парню исполнялось 17-18 лет, а девушке – 15-17. Предпочтения обоих учитывали, но решающее слово все же оставалось за родителями. Характерны были семейные сочетания, когда гуляли сразу 2 свадьбы: парень брал за себя девушку, а его сестра выходила замуж за брата невесты. Лучше всего, когда семьи менялись девушками, тогда можно было обойтись без приданого. Ведь делить имущество никому из родителей не хотелось. А так получалось проще: то, что давали за дочерью, сразу же возвращалось в семью с приданым невесты сына.
Начиналось все со сватовства, которое лемки называли «презнанки», «посещение», «загварины», «сватанки». Парень выбирал нескольких сватов (просотаров) и отправлялся в дом невесты. Ни в коем случае не брали на эту роль вдовцы, чтобы не принесли беду в молодую семью. Обычно ходили сватать в счастливый день, ими считались вторник, четверг, суббота. Непременно отправлялись поздно вечером или ранним утром, чтобы избежать злых глаз. Гости рассказывали хозяевам присказку об охотнике и красной девушке, которую пришлось искать в этом доме.
В знак согласия подавали магарыч, обменивались хлебом и садились за стол. Случалось и такое, что за согласием родителей приходилось и несколько раз приходить. Существовала в лемковских городах Сянок и Леск традиция, когда сватов присылала сама девушка. Такое практиковали, если парень шел к жене в приймы.
Обзоры и сговоры

Обзоры или обзорины, смотрины, углины устраивали, когда родители невесты приходили к родителям жениха, чтобы оценить будущее хозяйство дочери. Они ходили по всему двору, и владельцы не имели права останавливать, наоборот – показывали все уголки. Обзоры могли не проводить, если засватанные жили в одном селе, и родители хорошо знали друг друга. Затем гостей приглашали на праздничный обед.
Что касается помолвки, то ее могли проводить через несколько недель после обзорин. Но в некоторых северолемковских деревнях это делали уже во время сватовства. Спросинами руководил староста. Он благословлял молодых, потом ставил их под крестом посреди хаты, приказывал взяться за руки и трижды обернуться вокруг себя. В некоторых селах руки парня и девушки связывали рушником. Над ними держали хлеб и кропили святой водой.
После этого невеста подавала рушники старостам, а жених дарил будущей жене платок и деньги. Девушки часто подавали молодому еще и вышитую брачную рубашку и букетик цветов с лентами и павлиньим пером. Такое украшение называли «покрейткой» и цепляли на шляпу. В начале 20 века появилась традиция обмениваться еще и брачными перстнями. Затем родители при поддержке сватов обсуждали приданое и церемонию проведения свадьбы, брали обязательства по материальной поддержке молодой семьи. Интересно, что этот аспект предусматривался обычным народным правом. Если одна из сторон сделку нарушала, то должна была выплатить денежное возмещение и расходы на свадьбу.
Как приглашали на свадьбу?

В 20 веке от выводин и смотрин лемки отказались, но другие традиции стараются соблюдать. Перед свадьбой родители невесты обязательно приглашали музыкантов, которых на Лемковщине называли гудаками. Выбирали старост, свашек и чопнаров (виночерпиев). Млад и млада (или бравтиан и бравта) выбирали себе дружек. За 3 недели до события проходили оглашки: священник сообщал общине о намерении пары пожениться. Чтобы те, кто мог бы оспорить брак, имели время и возможность об этом сообщить.
За несколько дней до свадьбы молодые люди с дружками и музыкантами ходили по селу и приглашали гостей. На севере Лемковщины заботу брали на себя родители невест. А в это время в домах моложоженов выпекали обрядовый хлеб, главным украшением был каравай – символ изобилия.
Как забирали невесту?

За будущей женой ехал свадебный поезд: несколько повозок со сватами и дружками, жених обязательно ехал верхом на хорошем коне. О приближении извещали сватебчане громкими песнями и выстрелами из пистолей. Затем пытались пробиться к молодой, а семья не пускала. Сваты должны были отгадывать загадки. Затем к гостям выходила ложная невеста, роль которой исполняла подружка или пожилая женщина. Исследователи усматривают в этом обряде остатки защитной магии. Гости отказывались и просили отдать их невесту. И только в третий раз выходила молодая, которая кланялась своей паре, пришивала к его шляпе новое перо или барвинковый венок и цепляла букетик с белыми лентами. А молодой дарил ей платок и платил дружкам или братьям девушки выкуп. Затем пара перевязывала рушниками сватов.
В некоторых селах Северной Лемковщины молодая лично цепляла старостам белые платки, а рушники уже подавали родители, но только свашкам. Свашки же отдаривались караваем. В Ясельском районе существовала традиция передавать потом эту выпечку в дом, где планировалась следующая свадьба. Далее молодых благословляли на брак родители и родственники молодой. Староста от имени пары благодарил за воспитание, просил простить все прегрешения, молодые трижды кланялись родителям. Те благословляли их хлебом. Если один из пары или оба были сиротами, то в этот момент просили помощи у покойных родителей. Лемки верили, что умершие предки обязательно приходят на такие торжества.
За свадебным столом

Потом все отправлялись на венчание. После обряда на Лемковщине каждый из молодоженов возвращался домой со своими гостями. А после праздничного обеда муж отправлялся к жене. Но были села, где сразу все шли в дом невесты. Там пару с хлебом и ключами встречала мать девушки, угощала яичницей и молоком. Остатки молока крестная мать молодой выливала позади себя, чтобы беды молодоженов обходили.
Невеста обходила родственников с родительским хлебом, а те клали ей в запаску деньги. На Пряшевщине давали «дарник» – елочку, на ветки которой каждая родственница цепляла свой подарок. Затем проводили обряд введения в должность молодых за столом. На почетное место под иконами супруги переходили сверху через стол. Лемки считали, что тогда в их доме всегда будет достаток. Перед этим молодые люди трижды обходили вокруг стола, целуя каждый его угол. И когда все занимали места, староста провозглашал торжественную речь, все присутствующие читали совместную молитву и принимались за угощение. Главным обрядовым блюдом лемковской свадьбы был сыр, который подавали первым.
Заключительные зацепы
После гуляния у молодой вечером все родственники и гости отправлялись домой к жениху. Староста делил каравай, молодая угощала родственников мужа и раздавала им подарки: рубашки, платки, ленты. Люди вещи сразу одевали или цепляли за пояс, откуда и название обряда – зацепы. А в Горличчине невеста делила каравай пополам, от одной половины угощала своих родственников, от другой – родню мужа. Это символизировало объединение родов. Далее гулянье продолжалось уже у жениха до глубокой ночи. Потом староста говорил прощальную речь, благодарил хозяев за угощение, желал молодым хорошей супружеской жизни. Завершался праздник пением «Многая лета», которым чествовали гости новых супругов и их родственников.