Гелена Юргелевич – первая женщина-ветеринар в истории Польши

Современникам сложно представить, насколько непросто было женщине в прошлом построить свою жизнь – получить образование, карьерное развитие и даже проголосовать. На протяжении многих веков считалось, что женщинам не место на престижных должностях или среди студентов вузов. Однако, благодаря многим активисткам, в том числе уроженкам Кракова, в жизни страны произошли прогрессивные изменения, пишет сайт krakowchanka.eu.

В этом материале мы познакомим вас с первой женщиной-ветеринаром в истории Польши – Геленой Юргелевич.

Детство и образование

Гелена Юргелевич родилась в 1897 году в Кракове, была самой молодой дочерью в многодетной семье. Исследователи утверждают, что девочка росла в очень прогрессивной семье. Ее мама Казимира была одной из известных феминисток того времени, активно боролась за равный доступ к образованию. Хотя сама Казимира Буйвид диплома так и не получила, однако имела очень большой багаж знать благодаря многочисленным прочитанным книгам.

Отцом Гелены был не менее знаковый человек. Одо Буйвид – первый польский бактериолог, разработчик вакцин, первопроходец в изучении гигиены и профилактической медицины. Муж полностью поддерживал жену и стремился, чтобы его дети получили должное образование.

Гелене Юргелевичу удалось родиться в то время, когда Польша постепенно отказывалась от предвзятого отношения к роли женщины в обществе. Девочка росла в то время, когда в стране было много знаковых активистов за права женщин, и на примере собственной мамы понимала, насколько это важно.

Еще ребенком Гелене хотелось заботиться о животных. Она много времени проводила по книгам с мамой, а на природе – с отцом, который учил детей конной езде, гребле и тому подобное. Поэтому когда возник вопрос о выборе будущей профессии, Гелена без колебаний избрала ветеринарию. Прогрессивные родители поддержали свою дочь во всем.

Через тернии к звездам: в каких условиях приходилось учиться Гелене?

Несмотря на поддержку родителей, мир не был таким дружелюбным к Гелене. В Ягеллонском университете уже на 1913 год обучалось около 2000 женщин, однако некоторые факультеты оставались запрещенными. Приходилось искать пути к осуществлению своей мечты.

После окончания городской школы домашнего хозяйства и первой женской неполной гимназии в 1915 году Гелена Юргелевич поступила в Академию ветеринарной медицины, действовавшую во Львове.

Появление первой женщины на ветеринарном факультете спровоцировало настоящий скандал в университете. Преподаватели буквально разразились возмущениями, ведь считалось, что ветеринарная медицина – это не женское дело, и не только потому, что женщина якобы не способна постичь знать, но и потому, что эта отрасль деятельности предполагала использование физической силы. Даже после зачисления ее останавливали и говорили, что ничего не удастся, ведь для того чтобы быть ветеринаром, нужно иметь мужские мышцы.

Стоит отметить, что Гелену сначала засчитали как свободную слушательницу. Она посещала занятия, однако не считалась студенткой, поэтому не могла рассчитывать на допуск к сдаче экзаменов и на получение диплома об образовании. Только через три года она была официально причислена к студентам и предоставлена соответствующие права. Это произошло только благодаря ее настойчивости и таланту, которым искренне восхищались не только сокурсники, но и преподаватели.

Военные страницы жизни

Но радоваться желанному признанию среди будущих коллег-ветеринаров Гелене долго не суждено. В славном 1918 году начались ожесточенные бои поляков за Львов, поэтому проблемы и радости обычной жизни отошли на задний план. Надо было брать в руки оружие.

Так, Гелена Юргелевич стала участницей Женской Добровольческой лиги, в которую входило еще несколько десятков женщин всех возрастов и профессий. И тут Гелену недооценивало командование – ей поручили создание медицинского пункта по уходу за ранеными военнослужащими, считая, что женщине на войне больше ничего нельзя доверить. Но Гелена носила бунтовский характер и приказ не исполнила. Она была убеждена, что ее место в центре событий среди воинов ведь знала, что умеет правильно обращаться с оружием. Этому ее научил еще предусмотрительный талантливый отец, для которого не было гендерных стереотипов и понятия «женское дело».

Над такой идеей Гелены командование только посмеялось, мол, для женщин у них оружия не найдется. Упорная Гелена сама себе получила винтовку в бою и принесла снова к офицерам, которые были вынуждены дать ей разрешение на борьбу. Как свидетельствуют архивы, Гелена была очень активна на поле боя – она без сомнений бралась за любую задачу, даже самую сложную и опасную. В рядах польских военнослужащих Гелену знали как замечательную снайпершу.

Жизнь после битвы за Львов

Слава о талантливой женщине, которая без страха взяла в руки оружие и выполняла сверхсложные военные задачи, быстро распространилась среди командования. Дошло до главы государства Юзефа Пилсудского, который предоставил ей «функцию подпоручика ветеринарного врача и использование офицерских значков на фуражке без права использования других значков». Также она была награждена Крестом Доблести – одна из немногих женщин того времени, кого почтили отличием такого высокого уровня.

Некоторое время казалось, что Гелена полностью сменила сферу деятельности и решила выбрать для себя карьеру военнослужащей. Известно также из ее биографии, что женщина участвовала и в других вооруженных конфликтах – в частности, добровольно присоединилась ко Второму Силезскому восстанию в 1920 году. Однако девушка помнила о своей главной мечте и деятельности, которой стремилась посвятить жизнь.

Когда утихли бои, в мае 1923 года Гелена вернулась к учебе. Несмотря на потерянное время и бурные события тех лет, она прекрасно помнила все, чему успела научиться, и закончила образование с отличными результатами. Получила заслуженный диплом и стала первой женщиной-ветеринаром в Польше, а также символом несокрушимости, стойкости духа и борьбы. Как знать, скольких женщин она вдохновила собственным примером.

Последующая жизнь Гелены Юргелевич

Начались мирные годы, когда Гелена Юргелевич с дипломом в руках смогла начать карьеру. Сначала она работала в столичной бактериологической государственной лаборатории. Впоследствии была руководителем санитарного отдела городского утилизационного завода в Варшаве, была санитарной руководительницей варшавской бойни. Также параллельно была активным общественным деятелем, членом нескольких обществ.

Мирная жизнь Гелены Юргелевич снова нарушила война. В то время она уже была замужем и имела ребенка, поэтому когда СССР начал агрессию против Польши, уехала во Францию, где ее муж вступил в ряды участников Войска Польского. Сама же на чужбине нашла для себя работу в институте, потому что не могла сидеть без дела. Параллельно участвовала в движении сопротивления, за что она вместе с дочерью была арестована и отправлена в один из нацистских концлагерей. Только храбрый дух и свободолюбие помогли им выжить в бесчеловечных условиях, где немцы осуществляли псевдомедицинские опыты над своими пленными.

После увольнения из лагеря и завершения военных действий Гелена Юргелевич еще несколько лет работала, а потом вышла на пенсию. Умерла в 1980 году и похоронена на Повонзковском кладбище.

....