Врач Юстина Будзинская-Тилицкая – голос свободы и сознания

На переломе эпох, когда женский голос в обществе еще едва пробивался сквозь стену предрассудков, в Кракове появилась женщина, которая не боялась быть собой. Юстина Будзинская-Тилицкая (Justyna Budzińska-Tylicka) – врач, просветительница, феминистка, одна из тех, кто формировал новое сознание женщин в начале XX века. Она принадлежала к первым полькам, получившим медицинское образование за границей, но вернулась домой не только, как специалистка, но и как реформаторша. В своей врачебной практике она обучала сознательному материнству, организовывала просветительские лекции, возглавляла движение, которое отстаивало право голоса женщин. Именно благодаря таким, как она, в 1918 году польки впервые получили возможность голосовать и быть избранными, пишет krakowchanka.eu.

Солнце Сувалок и первые уроки жизни

Юстина Будзинская родилась в 1867 году в Сувалках – небольшом, образованном для того времени городе. Ее отец Альфонс Будзинский был человеком глубокой культуры и социальной сознательности. Именно от него дочь унаследовала стремление к знаниям и чувство долга перед обществом. По примеру отца она выбрала медицину – профессию, которая тогда считалась для женщины скорее исключением, чем нормой. Когда Юстина была еще ребенком, семья переехала в Варшаву. Там она окончила интернат для девочек, где отличалась усердием и любознательностью. После смерти отца семья оказалась в трудном положении. Чтобы помочь родным, Юстина стала работать частной учительницей, зарабатывая репетиторством.

Но ее мечтой оставалась медицина, потому что, несмотря на все общественные запреты, девушка твердо решила стать врачом. Женщины тогда не имели доступа к университетам в Польше, поэтому единственный путь к высшему образованию пролегал за границу. Чтобы собрать деньги на учебу, Юстина отправилась в Украину, где работала гувернанткой в состоятельной семье. Годы, проведенные вдали от дома, закалили характер. Девушка экономила каждую копейку и сумела накопить 500 карбованцев, которые помогли осуществить заветную мечту.

Париж: образование и борьба за выживание

В 1892 году Юстина отправилась в Париж, где поступила на медицинский факультет. Студенческие годы были нелегкими: приходилось совмещать учебу с работой. Она работала массажисткой, бралась за любые подработки, иногда голодала. Но даже в самые трудные моменты не теряла веры в свое призвание. В одном из писем она писала, что медицина дает женщине не только хлеб, но и моральное удовлетворение от труда и осознание того, что ее знания приносят реальную пользу людям.

Параллельно с учебой она присоединилась к деятельности польской студенческой общины “Spójnia”, где занимала должность казначея. Именно там она познакомилась со своим будущим мужем Станиславом Тилицким – социалистом, которого царская власть преследовала за революционные брошюры к Первому мая. Вскоре они поженились. Юстина родила сына Станислава еще во время учебы, а после получения диплома в 1899 году – еще и дочь Ванду.

Голос, который ломал молчание

Несмотря на трудности, Юстина не прекращала научную работу и защитила докторскую диссертацию, посвященную теме, которая впоследствии приобрела символическое звучание – “О корсете, его вредном влиянии с точки зрения гигиены и патологии” (Du corset, ses méfaits au point de vue hygiénique et pathologique). Эта работа была не только медицинским исследованием, но и манифестом против социального давления, которое калечило женское тело ради “красоты и приличия”.

Когда Будзинская-Тилицкая присоединилась к работе Польской ассоциации равенства женщин, она уже хорошо знала, как трудно женщине быть услышанной в обществе, которое привыкло к мужскому голосу, как единственному авторитету. Поэтому смело отстаивала совместное обучение мальчиков и девочек, настаивала на введении полового воспитания, говорила о праве на развод и гражданский брак – темы, которые тогда вызывали шок. Ее выступления впоследствии были собраны в научном труде “Женская гигиена и связанные с ней социальные вопросы” (Higiena kobieca i związane z nią zagadnienia społeczne), который неоднократно переиздавался.

Женщина как сила

Брак с Тилицким был не безоблачным. Из-за политических обстоятельств и недопонимания Юстина отдалялась от мужа. Ее исключили из студенческого сообщества, обвинив в том, что она рассказала мужу о деятельности организации. Это событие сильно ударило по ней – на несколько лет Юстина отказалась от политической активности. Переехав в провинцию, Юстина начала проводить лекции для женщин о гигиене, менструации и анатомии. Она стремилась дать тем, кто никогда не слышал врачебных советов, элементарные знания о собственном теле.

Для начала XX века такая откровенность была революционной. Ее выступления собирали полные залы: одни приходили услышать что-то новое, другие – просто из любопытства. В своих текстах Будзинская-Тилицкая не боялась резких формулировок и в отношении государственной политики. Писала, что по поводу проституции все государства безжалостны, нелогичны и несправедливы: преследуют предложение – проституток, и терпят спрос – мужчин, которые безнаказанно пользуются этими услугами и распространяют венерические заболевания. Врач меняла сознание женщин Польши, и это стало значимым событием для тогдашнего общества.

Пани Юстина в Кракове 

После работы в провинции Юстина Будзинская-Тилицкая переехала в Краков, где начиналось формироваться польское феминистское движение. Там она почувствовала, что ее знания и опыт могут изменить не только жизнь отдельных женщин, но и общество в целом. Организовывала лекции, дискуссии, встречи для женщин разного возраста, рассказывала о правах, о которых раньше даже не говорили. Доказывала, что образование, здоровье и свобода выбора – неотделимые составляющие достойной жизни женщины. Активистка сотрудничала в Кракове с журналом “Nowe Słowo”, была душой Женской читальни, где выступала с докладами. Участвовала в дискуссиях и митингах, которые часто сама возглавляла. Также работала в Обществе по уходу за детьми и в Обществе народной школы.

Для Кракова Будзинская-Тилицкая стала символом того, что женщина может быть не только хранительницей семьи, но и активной гражданкой, педагогом, реформатором, человеком, чей голос способен менять законы и сердца. В 1905 году она приняла участие в одном из первых женских конгрессов, собравших в Кракове активисток со всей Польши. Там обсуждались важнейшие вопросы: материнство, защита детей, право женщин на собственную жизнь и достоинство. Будзинская-Тилицкая не только слушала, но и говорила. Она призывала женщин осознать собственную силу, не бояться брать на себя ответственность. Особенно ее возмущало то, что женщине не разрешено иметь детей, когда она этого хочет, без законного мужа. Этот факт называла позором общества и призывала изменить правила, чтобы материнство и детство были праздником жизни, а не тяжким бременем стыда при появлении незаконнорожденных.

На грани жизни и смерти

Первая мировая война стала для Юстины Будзинской-Тилицкой временем чрезвычайных испытаний и демонстрации профессиональной отваги. Она возглавляла полевой госпиталь, где лечила и организовывала уход за 250 солдатами, одновременно обучая молодых медсестер основам работы на передовой. В 1919 году основала и возглавила Группу помощи легионерам, а позже, в роли городской советницы Польской социалистической партии от имени Совета обороны столицы, выезжала на фронт. Затем был короткий перерыв, в 1921 году во время Силезского восстания пришлось вспомнить приобретенные навыки и опыт. Позже Юстина отмечала, что эти события наиболее убедительно доказали ей ценность мира, ведь настоящая сила – не в оружии, а в человечности.

Пацифизм и борьба

По инициативе Будзинской-Тилицкой была создана Польская женская лига за мир и свободу (Polska Liga Kobiet na Rzecz Pokoju i Wolności), как польский центр Международной женской лиги за мир и свободу. Юстина была единственной женщиной в Польше, которая выступала с речами на заседаниях Ассоциации польских городов, демонстрируя, что женский голос может иметь вес в принятии общественных решений.

Будзинская-Тилицкая стала одной из первых врачей, внедривших медицинское образование в школах. Ее брошюры подробно описывали принципы гигиены и охраны здоровья, а также бескомпромиссно выступали против принудительного материнства. Бесстрашие этой деятельницы в критике социальных и политических недостатков государства было легендарным. Юстина часто повторяла, что на матерей смотрят, как на поставщиц солдат, независимо от того, есть ли у них здоровье и силы для рождения детей. А так не должно быть. Тогда же, вместе с Иреной Кшивицкой (Irena Krzywicka) и Тадеушем Бой-Желенским (Tadeusz Boy-Żeleński), она основала первую в Польше клинику сознательного материнства, которая стала образцом для других городов страны.

Жизнь, отданная свободе

Юстина Будзинская-Тилицкая ушла в мир иной в 1936 году в Варшаве, причиной смерти стал инсульт. Ее похороны превратились в массовую демонстрацию – несколько тысяч человек из варшавских общественных и профессиональных организаций, многочисленных обществ и кружков, которые она создавала или поддерживала, пришли отдать дань уважения великой реформаторше и борцу за права женщин.

Роль этой деятельницы для современного Кракова трудно переоценить. Она стала символом того, как смелость, знания и принципиальность одного человека могут влиять на жизнь города и общества в целом. Современные краковские активистки, врачи и педагоги часто называют Будзинскую-Тилицкую образцом решимости и бескомпромиссности, вдохновляясь ее принципами в многочисленных социальных и медицинских проектах. О женщине, которая не боялась говорить правду и менять общество, напоминают также лекции, клубы и выставки, упоминающие ее имя.

....